Полная стенограмма [Вехи-2]


Визит президента РФ В.В.Путина в Финляндию для обсуждения ключевых вопросов сотрудничества и проблем "прав человека". Смерть короля Саудовской Аравии Фахда. Проблематика исламского фундаментализма. Отложенный саммит Лиги Арабских государств. Выборы в Египте. Религиозная активность в Израиле. Хасидское проклятье Ариэля Шарона. Ислам - угроза для современного мира? Инаугурация президента Ирана. Вопросы сотрудничества Москвы и Тегерана.

Президент России Владимир Путин посетил Финляндию, где встретился с президентом этой страны Тарьей Халонен. Этот визит ставил перед собой цель согласовать ряд вопросов относительно «прав человека» с Президентом Финляндии в преддверии того, как Финляндия займет председательское кресло в Евросоюзе.

Вокруг темы «прав человека» на постсоветском пространстве и в России постепенно завязалась геополитическая интрига. Прибалтийские страны Евросоюза – Эстония, Латвия и Литва – постоянно нарушают права русского и русскоязычного населения. В Хельсинки Президент Путин указал на вопиющие безобразия и попрание элементарных юридических норм в этих странах по отношению к русским.

Но Европа занимает здесь, напротив, снисходительную позицию – косвенно признавая оправданной политику стран Балтии в отношении русскоязычных. Ведь эти страны, по мнению Евросоюза, «пострадали» от советской оккупации! Вместо того, чтобы реально помочь решению этой проблемы, Брюссель давит на Россию по «правам человека» в Чечне, критикует зажим свободы прессы, раздувает дело ЮКОСа…

В последний год к этой стратегии обмена упреками между Москвой и Брюсселем в духе аргументации «сам такой» добавилась и финно-угорская тема. Внезапно Запад обнаружил факты систематического притеснения финно-угорского населения в самой России. Оказалось, что положение карелов, марийцев, ханты, манси, мордвинов и других финно-угорских этносов в Российской Федерации близко к критическому, и их этнические интересы грубо подавляются.

Громче всех здесь усердствовала Эстония, чье население, как и население Финляндии, также относится к финно-угорской группе. Совершено очевидно, что и с русскими в странах Балтии, и с кавказцами, и даже финно-уграми в самой России действительно есть проблемы. Только внимание на них почему-то обращают тогда, когда требуются новые аргументы в больших геополитических разборках.

Президент Путин постарался рационально согласовать позицию по этому вопросу с Президентом Финляндии Тарьей Халонен, но по всей видимости, столкнулся с непроходимой стеной. Личные симпатии лидеров Европы всегда отступают на задний план перед лицом системных геополитических интересов. И защита Путиным финской кухни от нападок пресыщенного гурмана Берлускони, и стилистическое единство в вопросе бани, пива и лаптей у финского и русского народов не смогли до конца растопить сердца нордической финки Тарьи Халонен. В отношении притеснения русских в странах Балтии, она осталась непреклонной – «никакого притеснения, по ее словам, нет». Понятно: в интересах евро-атлантизма закрывать глаза на проблемы русскоязычных, и напротив, раздувать кавказский и финно-угорский вопрос в самой России.

Визит президента Путина был очередным эпизодом в этом бесконечном перетягивании каната. Зримых подвижек не произошло. Чего, впрочем, и следовало ожидать.

Смерть короля Фахда

Много событий произошло на этой неделе на Ближнем Востоке, и в частности, в арабском мире. Скончался король Саудовской Аравии Фахд. В связи колоссальной значимостью Саудовской Аравии и ее правящей династии для всего исламского мира Эр-Рияд пошел на отступление от мусульманских правил хоронить усопшего до захода солнца в день смерти. Похороны состоялись во вторник, чтобы позволить лидерам исламских стран прибыть на них и лично проститься с королем Фахдом. В Пакистане – ближайшем союзнике Саудовской Аравии – был объявлен по этому случаю недельный траур. Президент России Владимир Путин также послал телеграмму соболезнования.

В день смерти новым королем Саудовской Аравии был назначен наследный принц Абдулла, брат покойного короля Фахда и сын основателя династии Саудовских монархов короля Абдельазиза. По сути последние годы после удара короля Фахда крон-принц Абдулла и так правил Саудовской Аравией. При этом он умудрялся балансировать между прогрессистами – он поддерживал техническое развитие страны и некоторые социальные нововведения – и фундаменталистами. Им импонировал за счет антиамериканизма и поддержки консервативных религиозных инициатив.

Саудовская Аравия занимает важное геополитическое положение на всем Ближнем Востоке. Одновременно это центр исламского мира, так как на ее территории находятся важнейшие святыни ислама. И возникновение этой религии исторически сопряжено именно с песками Аравии. Эта страна до последнего времени была самым близким союзником США из всех арабских стран. Саудовский ислам радикального ваххабитского толка целые десятилетия в эпоху «холодной войны» и сразу после ее окончания служил Западу как инструмент противодействия движениям исламского социализма, ориентированным больше на СССР.

Саудовцы охотно экспортировали радикальный ваххабизм за свои пределы, в Египет, Алжир, Афганистан, Пакистан. Исламский фундаментализм с явными террористическими чертами пустил свои корни и в России, на Северном Кавказе. Именно из Саудовской Аравии он проник в Чечню, которая никогда не знала религиозных форм близких к ваххабизму до начала 90-х – когда они были завезены вместе с эмиссарами, деньгами и экстремистской литературой с Ближнего Востока.

В последнее время расклад сил в исламском мире несколько изменился, и выпестованная при американской поддержке структура исламского фундаментализма обратилась против самих США. После нью-йоркских событий 11 сентября отношения между США и Саудовской Аравией стали резко ухудшаться. Из уст одного из влиятельных аналитиков Пентагона Лорана Муравьеца стали раздаваться даже призывы к разрыву отношений с Эр-Рийядом и угрозы поставить Саудовскую Аравию в один ряд с Ираком, Ираном и Сирией – врагами США на ближнем Востоке.

Параллельно этому сами саудовцы стали пересматривать свою международную стратегию. Российские спецслужбы в последние годы фиксируют ослабление финансирования и идеологической поддержки со стороны Саудовской Аравии исламистам в Поволжье и на Северном Кавказе.

Принц Абдулла, став теперь и формальным королем этой страны, видимо несколько модернизирует ее политику, сохранив, однако, основной курс неизменным. Будучи прагматиком, он, скорее всего, постарается балансировать между американским давлением, арабскими региональными интересами и постепенно оформляющимся евразийским блоком в лице России и азиатских стран. С определенной долей осторожности можно прогнозировать изменение в лучшую сторону отношений с Россией и даже с Ираном, который традиционно относился к Саудовской Аравии отрицательно, считая ее главным конкурентом в борьбе за влияние на Ближнем Востоке и во всем исламском мире.

Отложенный саммит Лиги Арабских Государств

В связи со смертью короля Фахда был на неделю отложен экстренный саммит глав Лиги Арабских Государств, который должен был пройти в египетском городе Шарм-аль-Шейх по предложению президента Египта Хосни Мубарака. Повестка дня, по словам самого Мубарака, предполагала «обсуждение нынешней ситуации в арабском мире и формирование единой позиции в отношении вызовов и опасностей, с которыми сталкивается арабская нация». Конкретно, речь должна была идти о новой волне терроризма, которая затронула арабский мир и о консолидированной позиции арабских стран по поводу вывода израильских войск из сектора Газа.

Для Мубарака этот саммит является жизненно необходимым перед лицом выборов, которые впервые будут проводиться в Египте на альтернативной основе в сентябре. Мубарак прекрасно понимает, что американский проект Великого Ближнего Востока, провозглашенный год назад Президентом Бушем на саммите стран НАТО в Стамбуле, является ультиматумом всем арабским режимам. Они должны либо «демократизироваться» сами, либо участь Ирака может коснуться и их.

Введение норм «демократии» западного образца чрезвычайно опасно для арабского исламского общества. Любыми послаблениями обязательно воспользуются радикальные экстремистские силы. Баланс власти в каждой из этих стран довольно хрупок, и любые реформы могут привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому Мубарак, несмотря на явную поддержку большинством египтян, как никогда заинтересован в опоре на другие арабские государства. Отсюда и срочность проведения саммита Лиги Арабских Государств.

Выборы в Египте

4 августа закончилась регистрация претендентов на пост Президента Египта. Наиболее известными кандидатами стали племянник бывшего президента Египта Анвара Садата Талаат, члена оппозиционной либеральной партии "Аль-Ахрар" (Либеральной партии) и лидер другой оппозиционной партии "Аль-Гад" ("Завтра") Айман Нур. Но Мубарак, безусловно, вне конкуренции. Однако ситуация может быть резко изменена либо резким давлением Вашингтона – попыткой очередной «оранжевой революции» на сей раз на Ближнем Востоке, либо подъемом радикального исламизма, который Мубарак старался тщательно подавлять. Впрочем, эти факторы не так уж далеки друг от друга, как может показаться на первый взгляд…

Другая важнейшая тема, запланированная в саммите в Шарм-аль-шейхе. Предстоящий вывод израильских войск из сектора Газа. В рамках проекта Великий Ближний Восток Америка рассчитывает разыграть палестинскую карту для создания новой конфигурации. В духе «тактики кнута» Вашингтон обещает наказания тем арабским государствам, которые собираются упорствовать в своем стремлении вести политику без оглядки на США. Наглядным примером является вторжение в Ирак. А тем, кто готов «демократизироваться» добровольно, уготована «тактика пряника». Чтобы утихомирить арабов, Вашингтон готов несколько пожертвовать стратегическими интересами своего ближайшего партнера в регионе -- то есть Израиля. В отношении палестинской проблемы Америка давит одновременно и на арабские страны, и на руководство Израиля. Жест в сторону арабов в этом вопросе перемежается жестом в сторону израильтян. В проектах американцев почти несбыточная картина: проамериканский демократический светский арабский Восток, мирно сосуществующей с проамериканским, демократическим и светским Израилем.

Чтобы добиться этой странной утопии, предполагается выхолостить или устранить все радикальные религиозные группы, которые, по мнению американцев, и являются корнем зла. Против радикальных исламистов Запад уже ведет контр-террористическую деятельность в планетарном масштабе.


Но неверно думать, что религиозным фундаменталистам от иудаизма повезет больше.

Израиль

В Израиле тем временем происходит новый религиозный всплеск. Так совсем недавно был восстановлении религиозный орган Сенидрион, в который входят 71 раввин и который возглавляет раввин Адин Штейнзальц. Синедрион не существовал более полутора тысячи лет, и его возрождение знаменует собой решимость религиозных ортодоксов от иудаизма приступить к строительству Третьего храма. Воссозданный высший религиозный суд – «синедрион» - видит свою задачу в том числе и в этом.

Радикальные круги иудаизма рассматривают вывод израильских войск из сектора Газа, что является важной частью американского плана для Ближнего Востока, как предательство еврейских национальных интересов. Любопытно, что недавно крайние религиозные иудейские круги провели на кладбище Рош-Пина каббалистический обряд "Пульса денура", что в переводе с арамейского означает "удар огнем", направленный против Шарона. Обряд прошел рядом с могилой Шломо Бен-Йосефа, казненного англичанами за нападение на арабский автобус в 1938 году. Участники считают, что после совершения проклятия Шарон должен умереть в течение 30 дней, пишет газета Haaretz. Шарон неоднократно получал угрозы от ультраправых еврейских экстремистов, которые добиваются отмены решения об эвакуации еврейских поселений из сектора Газа. В прошлом году раввин Старого города Иерусалима Авигдор Невенцаль напомнил о религиозном законе "Дин родеф", позволяющем убивать людей, которые отдают еврейские земли другим народам.

Вот что интересно… Незадолго до убийства президента Рабина Игалем Амиром такой же кабблистический обряд был совершен еврейским радикалом Авигдором Эскиным против него. Это второй случай в новейшей истории, когда крайние религиозные круги иудаизма прибегают к подобным методам. Первый раз проклятие сработало. Как все обернется на сей раз?


Как бы то ни было, американский план Великого Ближнего Востока наталкивается не только на сопротивление радикальных исламских группировок – таких как «Хесболла», «Хамас» или «Исламский джихад», но его, по всей видимости. отвергают и религиозно-фундаменталистские круги иудаизма.

Наши партнеры из социологической службы Суперджоб провели опрос на тему: является ли мировой ислам угрозой для России?

- 7% да, 43% нет, 13% затруднились.

Это очень показательно. Налицо поляризация мнений: очень многие - 47% -опасаются активизации ислама. Действия радикальных исламистов, и чеченских боевиков, прикрывающихся исламскими лозунгами, дают для этого веские основания. Но вот 43% не опасаются ислама, видя в нем, наверное, потенциального союзника России.

Очевидно, что внешняя, да и внутренняя политика России должна учитывать мнения и тех и других. Следует тщательно разобраться: что такое ислам, исламский мир, исламская традиция и как они соотносятся с волной террора, захлестнувшей сегодня планету…. Опасен ли религиозный подъем ислама для православного возрождения? Или, напротив, есть сферы, где наши религии могут сотрудничать, имея общие интересы? Это очень важная и актуальная тема требует, однако, особого разговора…

Инаугурация Президента Ирана Ахмади Неджада

В течение всей этой недели проходила процедура передачи власти новому президенту Ирана Ахмади Неджаду. Мэр Тегерана неожиданно для многих наблюдателей одержал победу на недавно прошедших в Иране президентских выборах. Это стало неприятным сюрпризом для Вашингтона и большой победой для национально ориентированных кругов в Иране. Накануне выборов американцы бросили все силы вначале на то, чтобы поддержать прозападных кандидатов, но когда выяснилось, что это нереально, попытались сыграть на понижение явки избирателей и заведомой постановке под вопрос легитимности выборов. Несмотря на страшную жару, царившую в эти дни в Иране, иранцы бросились к выборным урнам, продемонстрировав неожиданное ни для кого воодушевление, и отдали предпочтение наиболее радикальному кандидату Ахмади Неджаду, вышедшему во второй тур вместе с более либеральным и умеренным Рафсанджани, который уже был президентом.

Ахмади Неджад сделал ставку на народные массы и на призыв «возврата к корням» иранской революции, где напомню, чисто религиозные мотивы были тесно переплетены с левыми почти социалистическими лозунгами. ОТ которых правящее духовенство постепенно стало отходить уже в эпоху айтоллы Хомейни.

На церемонии его утверждения в должности президента, Ахмади Неджад обнародовал свою программу: "В исламском правительстве будет учитываться воля народа, а деятельность в предстоящие четыре года будет основываться на четырех базовых принципах: распространение справедливости; милосердие во имя Бога; служение иранской нации; всемерное материальное и моральное развитие государства".
Ахмадинежад подтвердил готовность сохранять независимость, национальные интересы, культуру страны, исламские принципы, а также защищать права иранской нации внутри государства и за рубежом. Здесь ключевым словом является «справедливость», резкий социальный тезис, который был в последнее десятилетие отодвинут в Иране на второй план.


Выбор иранцами нового президента вызвал в Вашингтоне истерику. Согласно американским источникам, Муххамад Ахмадинеджад в юности принимал активное участие в Июльской революции в составе боевой молодежной организации и даже лично участвовал в штурме американского посольства. Ахмадинеджад, судя по всему, сохранил этот революционный настрой и поныне. Из этого можно сделать вывод о его политической программе: укрепление национального духа в Иране, новая волна антиамериканской и антиглобалистской мобилизации общества, социальная ориентация в экономике, оживление активности Ирана в центрально-азиатском регионе и на Ближнем Востоке.

В далекой перспективе России все это только на руку. Иранцы в большинстве своем исповедуют шиизм. Эта версия ислама является полной противоположностью ваххабизма и тех форм исламского фундаментализма, которые служат идеологической платформой для террористических групп, воюющих против России на Северном Кавказе. Шииты и ваххабиты - непримиримые враги. Среди российских мусульман шиитов ничтожно мало, и никакой конкуренции традиционному и довольно мирному в большинстве своем коренному российскому исламу они не составят.


С геополитической точки зрения, у России и Ирана почти на сто процентов совпадают региональные интересы: и Москва и Тегеран одинаково заинтересованы в контроле над Центральной Азией без всякого американского вмешательства.

Ось Москва-Тегеран явилась бы реализацией извечной мечты русских стратегов: о выходе России к теплым морям. У России сегодня нет ни сил, ни средств, ни желания, ни ресурсов для проведения колониальной политики в отношения Ирана. Точно также и у Ирана нет ни объективных, ни субъективных предпосылок для того, чтобы посягать на российские территории или зоны влияния Москвы на Кавказе или в Прикаспии. А стратегический союз наших стран, всестороннее партнерство - в том числе в ядерной и даже военной сферах – чрезвычайно выгодно и нам и им.

Конечно, Вашингтону это совершенно не понравится. США сделают все возможное, чтобы сорвать создание оси Москва-Тегеран. Но сами же американцы – своей активностью на постсоветском пространстве – подталкивают иранцев в объятия России, а Россию – в объятия Ирана. Есть основания предполагать, что с новым президентом Ирана Муххамедом Ахмадинеджадом – эти процессы будут раскручиваться в ускоренном ритме.

Многое решится в начале следующей недели. Иран должен не позже понедельника объявить свою волю относительно продолжения или свертывания ядерных программ. Если Тегеран будет настаивать на своем, со стороны Запада могут последовать жесткие санкции, и ситуация вокруг Ирана резко накалится. Судя по всему, Тегеран – особенно с таким президентом – не дрогнет.

Все события в современном мире тесно взаимосвязаны. Религии переплетены с политикой, межэтнические отношения - с экономикой, старые споры – с новыми интересами, битва за ресурсы - с идеологиями и цивилизациями.

В мире развертывается большая компания за передел зон влияния. Америка усердно строит однополярный мир, но сдается, что она не очень ясно понимает, каким он будет. Вашингтон претендует на мировое господство, но имеет весьма слабое представление, как его осуществлять. Молодая и дерзкая американская нация явно испытывает недостаток в историческом опыте ведения Большой Игры. В том опыте, которым обладали народы и элиты великих империй прошлого – России, Великобритании, Австро-Венгрии, Османской Турции.

Новые вызовы и угрозы требуют от нас, русских, одного: активнее включиться в процесс переделки мира, ясно определить свои собственные интересы как в России, так и за ее пределами, обновить наше историческое и геополитическое самосознание.

Арабский мир традиционно являлся зоной повышенного интереса российской геополитики. В последние годы мы забыли об этом, попытались замкнуться только на своих внутренних проблемах. Но так не бывает. Все в мире взаимосвязано. России необходимо снова вернуться на Ближний Восток. Разработать свои собственные стратегии, определить интересы. Возобновить прежние дружеские связи. Обрести новых союзников и партнеров. Так должна поступать Великая Держава. Россия ей была и будет снова. Никаких сомнений.




Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Счётчики карта Rambler's Top100 Международное Евразийское Движение
Евразийский Союз Молодежи

Арктогея - философский портал Ссылки