Эта страна до последнего времени была самым близким союзником США из всех арабских стран. Саудовский ислам радикального ваххабитского толка целые десятилетия в эпоху "холодной войны" и сразу после ее окончания служил Западу как инструмент противодействия движениям исламского социализма, ориентированным больше на СССР. Саудовцы охотно экспортировали радикальный ваххабизм за свои пределы, в Египет, Алжир, Афганистан, Пакистан. Исламский фундаментализм с явными террористическими чертами пустил свои корни и в России, на Северном Кавказе. Именно из Саудовской Аравии он проник в Чечню, которая никогда не знала религиозных форм близких к ваххабизму до начала 90-х - когда они были завезены вместе с эмиссарами, деньгами и экстремистской литературой с Ближнего Востока.
В последнее время расклад сил в исламском мире несколько изменился, и выпестованная при американской поддержке структура исламского фундаментализма обратилась против самих США.
После нью-йоркских событий 11 сентября отношения между США и Саудовской Аравией стали резко ухудшаться. Из уст одного из влиятельных аналитиков Пентагона Лорана Муравьеца стали раздаваться даже призывы к разрыву отношений с Эр-Рийядом и угрозы поставить Саудовскую Аравию в один ряд с Ираком, Ираном и Сирией - врагами США на ближнем Востоке.
Параллельно этому сами саудовцы стали пересматривать свою международную стратегию. Российские спецслужбы в последние годы фиксируют ослабление финансирования и идеологической поддержки со стороны Саудовской Аравии исламистам в Поволжье и на Северном Кавказе.
Принц Абдулла, став теперь и формальным королем этой страны, видимо несколько модернизирует ее политику, сохранив, однако, основной курс неизменным. Будучи прагматиком, он, скорее всего, постарается балансировать между американским давлением, арабскими региональными интересами и постепенно оформляющимся евразийским блоком в лице России и азиатских стран.
С определенной долей осторожности можно прогнозировать изменение в лучшую сторону отношений с Россией и даже с Ираном, который традиционно относился к Саудовской Аравии отрицательно, считая ее главным конкурентом в борьбе за влияние на Ближнем Востоке и во всем исламском мире.