Киргизский гамбит [Дугин. Вехи-7]


[сюжет] Курманбек Бакиев стал президентом в ходе драматических событий, развернувшихся в марте 2006 года в Киргизии. До этого 15 лет в Киргизии, маленькой и экономически слабой центрально-азиатской стране бессменно правил Аскар Акаев. При нем Киргизия превратилась в классическое «неудавшееся государство» - failed state.

Обременительный внешний долг, 90 процентов бедного населения, не превышающие 30 долларов в месяц трудовые доходы, 200 тыс. безработных и около 800 тыс. зарабатывающих на хлеб насущный в России и Казахстане – вот вехи «славного» пути руководителя «островка демократии». Всю власть Акаев постепенно сосредоточил в руках своего клана, нарушив традиционно существовавший в Киргизии баланс между интересами южан и северян. При этом он жестоко расправился и с конкурентами от северных кланов – например с Феликсом Куловым.

Создав авторитарный и предельно коррумпированный режим, Акаев не обладал харизмой и железной волей других среднеазиатских правителей. Он крал, давил и убивал, но как-то исподтишка, по интеллигентски, пряча звериный лик азиатской деспотии под маской «светского поборника демократии». Во внешней политике Акаев пытался балансировать между двумя крайностями – заигрывая одновременно то с Москвой, то с Вашингтоном. Расположив на своей территории американскую военную базу и военный аэродром «Ханабад», он не на шутку разозлил в целом дружественную Москву. А накануне выборов в феврале 2005 Бишкек запретил американцам размещать на своей территории разведывательные самолеты, чем вызвал ярость теперь и у них. Акаев пытался играть одновременно и в евразийскую и в атлантистскую игры, но явно оказался между двух стульев.

Проведя мартовские выборы с огромными нарушениями и получив себе на голову настоящее восстание южан в Джалал-абаде и в Оше, он не смог рассчитывать ни на Москву, ни на Вашингтон.

Разразилась очередная «цветная революция». В Киргизии она проходила под желтым цветом – такие повязки носили представители антиакаевской оппозиции. Вначале мятежники с Юга объявили свой народный парламент. Потом захватили административные здания. Потом двинулись на Бишкек.

Во главе восставших оказались экс-премьер Курманбек Бакиев и Роза Отунбаева. На определенным этапе к ним примкнули и оппозиционно настроенные северяне – в частности, самый популярный среди них Феликс Кулов, которого Акаев умудрился бросить в тюрьму.

На первом этапе «желтой революции» создалось впечатление, что она как две капли воды походит на остальные «цветные процессы» на постсоветском пространстве, спонсируемые атлантистами. Свержение Акаева громогласно приветствовали Саакашвили, Ющенко и Воронин. Представитель Бельгии, председательствующей в Евросоюзе, Николас Шмидт тут же провозгласил, что «страны Запада рады видеть демократические изменения, происходящие в Киргизии.» "Теперь нам надо помочь этой стране, чтобы победа демократии в Киргизии обрела прочность", заявил Шмидт на следующий день после свержения Акаева.

Вашингтон также активно поддержал киргизскую революцию. Больше всех внимание Запада сосредоточилось на Розе Отунбаевой, бывшем после Киргизии в Лондоне, известной своими проамериканскими и атлантистскими симпатиями.

Акаев сбежал в Москву и невнятно оправдывался. Казалось, снова Москва проиграла битву за постсоветское пространство, и сейчас на повестке дня выход Киргизии из ЕврАзАС, Общественного договора о коллективной безопасности, требование вывода российских баз и все в таком духе.

Но случилось непредвиденное. Новая власть в Киргизии была настолько слаба и беспомощна, ее лидеры достигли высот столь стремительно, что для проведения атлантистской политики ничего не было готово. И тут надо отдать должное Москве. Кремль не стал тратить времени на оплакивание Акаева, а прагматично включился в политической процесс. Грамотно разыгрывая противоречия между южанами и северянами, Москве удалось сформировать под своей эгидой тандем Бакиев-Кулов, в котором Курманбеку Бакиеву отводилась роль Президента, а Феликсу Кулова – функции премьера. Далее последовали стремительные президентские выборы, и формула Москвы неожиданно сработала. – В Киргизии утвердилась новая власть, более сбалансированная и устойчивая, с однозначной евразийской ориентацией. К полному недоумению Вашингтона Бакиев стал стремительно укреплять связи с Москвой, сохранил членство в ЕврАзЭС и ОДКБ, и даже поддержал на саммите стран членов Шанхайской ОРганизации Сотрудничества требование Узбекистана по выводу американских военных баз из Центральной Азии.

Впервые на всем постсоветстком пространстве атлантисты запустили «цветную революцию», но ее плодами сумели воспользоваться евразийцы. В Большой Игре на постсоветском пространстве мы в первый раз за последние годы не только не проиграли, но сумели присвоить себе победу совершенно иных сил. Это внушает сдержанный оптимизм. Возможно, мы рано или поздно, но все же очнемся и начнем эффективно отстаивать наши геополитические интересы в полную силу.




Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
Счётчики карта Rambler's Top100 Международное Евразийское Движение
Евразийский Союз Молодежи

Арктогея - философский портал Ссылки